Подключение профилей и их использование

 

Подключение профилей является первой операцией, с которой приходится сталкиваться при формировании работающей CMS. Файл с отсутствующим профилем, как мы уже выяснили,- это просто набор абстрактных графических данных, никак не привязанных к конкретным условиям воспроизведения. С другой стороны, неверный профиль может, скорее, навредить цветопередаче, необратимо исказив его цвета,- от его использования лучше отказаться.

 

Итак, предположим, что мы имеем профиль, описывающий некоторые условия печати изображения. Напомню, что характеристики субтрактивной печати задаются при изменении параметров диалогового окна Custom CMYK. Наша задача - подключить к Adobe Photoshop имеющийся профиль и использовать его для сохраненных ранее и вновь создаваемых CMYK-изображений.


Для подключения профиля или изменения параметров уже существующих в системе профилей необходимо вызвать пункт меню Edit > Color Settings (или воспользоваться комбинацией клавиш ). В появившемся диалоговом окне (рис. 1) имеется множество опций и настроек. Рассмотрим только самые необходимые для нас в данный момент.

 

 

В секции Working Spaces задаются параметры рабочих цветовых пространств для каждой из цветовых моделей. В первую очередь нас интересует загрузка профиля из дискового файла, а также возможность создания и сохранения собственных CMYK-профилей. Соответствующие команды предусмотрены в ниспадающем списке CMYK: Custom CMYK (создание собственного CMYK-профиля), Load CMYK (загрузка профиля из внешнего дискового файла), Save CMYK (сохранение текущих настроек CMYK Setup во внешний дисковый файл).

 

По умолчанию файлы профилей хранятся в папке C:\Program Files\Common Files\Adobe\Color\Profiles, или в C:\Windows\system\color\ (для Windows версий 9x), или же в C:\Windows\system32\spool\drivers\color\ (для Windows NT/2000/XP). Поэтому разумно хранить созданный самостоятельно профиль именно в этой папке - для последующего быстрого доступа к нему.

 

Теперь для всех вновь созданных документов в рабочей цветовой модели, будь то CMYK или RGB, по умолчанию будет использоваться профиль, установленный для этой модели в параметрах Working Spaces.

 

Система управления цветом должна работать и в том случае, когда редактируется файл с отсутствующим профилем или с профилем, отличающимся от используемого системой в качестве рабочего. Обратим внимание на секцию Color Management Policies диалогового окна Color Settings. Здесь - три ниспадающих списка для цветовых моделей RGB, CMYK и Grayscale соответственно. (Последняя модель, о которой мы еще не упоминали, предназначена для хранения черно-белых изображений в градациях серого).


Для каждой из названных моделей доступны три варианта поведения системы в случае несоответствия входного и рабочего профайлов: Off, Preserve Embedded Profiles и Convert to Working CMYK (RGB или Gray - в зависимости от указанной цветовой модели). Ниже расположены три флажка: два для опции Profile Mismatches и один для Missing Profiles. Разберемся со всеми этими настройками.

 

 

Опция "Off" позволяет отказаться от услуг CMS. При этом все внедренные в графические файлы профайлы будут проигнорированы, а изображения на экране будут выводиться с экранной компенсацией, установленной для рабочего профиля данной цветовой модели. На практике это означает, что одно и то же изображение, подготовленное для различных условий печати, будет выглядеть по-разному. То есть на экране монитора мы не сможем увидеть сколько-нибудь верного отображения.

 

Опция "Preserve Embedded Profiles" позволяет системе управления цветом, вне зависимости от профиля, установленного в качестве рабочего для данной цветовой модели, использовать профиль, внедренный в графический файл. Это означает, что несколько одинаковых файлов, подготовленных для различных условий печати, будут выглядеть на экране одинаково - так, как предположительно они должны получиться в печати.

 

Опция "Convert to Working CMYK" дает возможность произвести необходимые цветовые преобразования исходного графического файла для его печати в новых условиях на основе сравнения входного и рабочего профилей.

 

Флажки, расположенные ниже, позволяют графической среде добавить интерактивности при открытии файлов и выводить соответствующие предупреждающие диалоговые окна, в которых пользователь сможет самостоятельно выбрать необходимую модель поведения. Два флажка в группе Profile Mismatches позволяют выводить предупреждения в случае несоответствия внедренного и рабочего профилей при открытии файла и при использовании буфера обмена соответственно.

 

Включение флажка опции Missing profiles позволяет предупреждать пользователя об отсутствии внедренного профиля только при открытии файла.

 

При выключении всех флажков Photoshop будет проводить над цветом файла тот тип преобразования, который был выбран ранее в качестве действия по умолчанию.

 

Графические файлы с несовместимыми профилями

 

Теперь разберемся со всеми вариантами поведения системы управления цветом при передаче файла на печать. Здесь возможно три ситуации:

  • рабочий и внедренный профили совпадают;
  • внедренный в файл профиль отсутствует;
  • рабочий и внедренный профили не соответствуют друг другу.

Наиболее проста первая ситуация, когда профили соответствуют друг другу. В таком случае никакого преобразования цветов не производится, а предупреждения, естественно, не выводятся - вне зависимости от текущих установок Photoshop. Тут особых комментариев не требуется.


Во второй ситуации при включенной CMS и отмеченном флажке Ask when opening открытие файла без назначенного ему профиля приведет к появлению предупреждающего диалогового окна (рис. 3):

 

 

Таким образом, у нас есть три возможных варианта поведения: Leave as is, Assign working CMYK, Assign profile (…).

 

Первый вариант подразумевает, что никакой профиль файлу не назначается и управление цветом для него не производится. В этом случае вывод файла на экран будет производиться "по законам" рабочего CMYK-профиля, то есть при изменении установок CMYK Setup (или при переходе на другой компьютер с другими установками) экранный вид изображения тоже будет изменяться.

 

Во втором варианте предлагается автоматически назначить рабочий CMYK-профиль, описывающий наши текущие условия воспроизведения открываемому изображению. Понятно, что экранный вид изображения в этом случае будет таким же, как в первом варианте. При сохранении файла мы можем назначить ему рабочий профиль, чтобы избежать проблем с неоднозначностью его интерпретации в различных системах.

 

Этот вариант рекомендуется для "забывчивых" пользователей, которые, используя CMS, забывают назначать сохраняемому файлу использовавшийся при его создании профиль, или же в случае, когда вы не имеете представления, для каких условий производства создавался файл, и необходимо увидеть то, что будет с открываемым файлом при текущих условиях печати.

 

В третьем варианте открываемому файлу можно назначить любой из присутствующих в системе профилей (для "присутствия" профиля в системе достаточно, чтобы его файл находился в одной из системных папок). Эта опция полезна в случаях, когда профиль файлу не назначен, но точно известно, какой профиль использовался при создании этого файла (и при этом он не является рабочим CMYK-профилем).

 

Кроме того, полезной в этом случае является возможность автоматической конверсии в рабочий CMYK Setup из какого-либо выбранного профиля, (для учета ваших условий печати). При выборе этой опции цветовые параметры файла будут изменены, о чем будет свидетельствовать индикатор Converting colors, появляющийся в строке состояния редактора. Цвета корректируются на основе сравнения назначенного и рабочего CMYK-профилей.

 

Флажок And then convert to Working CMYK следует использовать для одновременного перехода из цветового охвата, определенного назначенным профилем, в рабочее цветовое пространство.

 

Разрешение конфликтов профилей средствами CMS


Таким образом, с особенностями управления цвета в случае, когда профиль вовсе не был назначен файлу, мы разобрались. Теперь поговорим о том, что происходит, если профиль файлу все же был назначен, однако он отличается от профиля, использованного в системе в качестве рабочего (рис. 4).

 

 

Надпись в верхней части диалогового окна красноречиво свидетельствует о том, что CMS обнаружила несоответствие профилей. При этом также предлагается три варианта возможных действий: Use the embedded profile, Convert document's colors to the working space и Discard the embedded profile. Рассмотрим каждый вариант действий подробнее.

 

Первый - Use the embedded profile (instead of the working space) - предполагает возможность использования внедренного профиля вместо текущего рабочего цветового пространства, что позволяет временно и только для открываемого файла использовать цветовое пространство, описанное в его внедренном профиле. Преобразования цвета при открытии документа не произойдет, а экранный вид изображения будет максимально соответствовать его первоначальному виду при первичном создании (со старым профилем).

 

Второй вариант - Convert document colors to the working space - позволяет перейти из профиля, внедренного в графический файл, в цветовое пространство, определенное рабочим CMYK-профилем. Это наиболее типичная для системы управления цветом операция: обеспечить переход из одного цветового пространства в другое, компенсируя имеющиеся между ними различия, несколько изменяя цифровые значения исходного изображения. Экранный вид изображения при этом остается почти неизменным.

 

Третья альтернатива, Discard the embedded profile, позволяет отказаться от внедренного профиля. Экранный вид изображения при этом будет определяться настройками рабочего профиля. Конвертирования цветовых значений графического файла при этом, конечно, происходить не будет. По сути, этот вариант равносилен выключению CMS.


К слову, ситуация "конфликта" двух различных профилей возможна и при использовании буфера обмена. К примеру, вы скопировали участок изображения и попытались его вставить в другое изображение, профиль которого отличается от профиля исходного. В таком случае Photoshop выведет на экран предупреждение (рис. 5)

 

 

В заголовке окна говорится о том, что профили различны, приведены названия исходного и рабочего профилей и предложено два варианта действий: Convert (Preserve color appearance) и Don't Convert (Preserve color numbers).

 

Первый вариант подразумевает, что CMS произведет конвертирование цветов исходного документа в новое цветовое пространство и обеспечит неизменность вида изображения в обоих документах. Второй позволяет произвести непосредственную вставку изображения в режиме "как есть" - без изменения его параметров. В случае если входной и выходной профили описывают сильно отличающиеся цветовые пространства, то изменения цвета копируемого участка изображения также могут быть достаточно значительными.

 

Методы перехода из профиля в профиль

 

Преобразование между цветовыми пространствами не проходит для графических данных "безболезненно". Давайте ненадолго вернемся к цветовому охвату и сравним охват цветов, обеспечиваемый профилями CMYK SWOP Coated и CMYK SWOP Newsprint. Очевидно, что первый обладает всем подмножеством цветов, входящих в цветовой охват CMYK SWOP Newsprint,- но не наоборот. На практике это значит, что при переходе из первого во второй профиль серьезных искажений изображения не происходит. Но при обратном переходе сужение цветового охвата выходного профиля приведет к тому, что некоторая часть цветов документа не сможет быть воспроизведена в новых условиях печати. Что при этом происходит? Цвета, которые невозможно передать в рамках текущих условий печати, заменяются самыми близкими цветами, существующими в новом цветовом пространстве. Естественно, это приводит к искажениям исходного изображения, что хорошо видно в графических редакторах при переходе из очень широкого первоначального цветового охвата в очень узкий выходной.

 

Способов замены невоспроизводимых цветов существует несколько. Остановимся на них подробнее.

 

Замена невоспроизводимых цветов


За алгоритм изменения цветов входного файла при получении цветов "на выходе" отвечает секция Conversion Options (рис. 6), находящаяся в знакомом нам диалоговом окне Color Settings. Список Engine позволяет нам выбрать используемое системой программное средство, с помощью которого будет проводиться преобразование цвета. Список Intent определяет модель поведения программы и схему, по которой будет производиться преобразование цвета. Здесь доступно четыре стандартных варианта: Perceptual, Saturation, Relative Colorimetric и Absolute Colorimetric. По умолчанию в среде Photoshop принят метод Relative Colorimetric, обеспечивающий неплохие результаты при низком уровне цветовых потерь.

 

 

Метод Perceptual. Производит пересчет цветовых координат исходного цветового пространства в цветовые координаты нового, сохраняя информацию о тоновых различиях между цветами. То есть при сужении выходного цветового охвата, весь спектр цветов сужается пропорционально сужению выходного относительно исходного. Изменяются все цвета изображения, в том числе те, которые могли бы "поместиться" в зону нового цветового охвата. Этот метод хорош для обработки фотографических изображений, так как в них сохраняются разностные отношения по всем тональностям, что не всегда свойственно остальным способам конверсии.

 

Метод Saturation. При использовании этого метода конверсии все цвета, которые невозможно представить в зоне более узкого цветового охвата, изменяются до наиболее близких к ним - с изменением уровня их насыщенности. Цвета, попадающие в зону охвата нового цветового пространства, не изменяются. В целом, использование этого метода чревато возможной потерей оттенков в насыщенных участках изображения. Таким образом, данный метод применим в бизнес-графике, где возможно использование более насыщенного результирующего файла, чем в других случаях конверсии, с возможностью частичной потери оттенков в изображении.

 

Метод Relative Colorimetric. В этом методе конвертирования изображения белая точка начального изображения (цвет бумаги) "привязывается" к белой точке выходного. Метод наиболее предпочтителен в случае, если большая часть цветов исходного изображения уже находится в зоне цветового охвата выходного профайла. Как уже говорилось выше, этот метод конверсии принят по умолчанию. При этом цветные области изображения "привязываются" к цвету носителя (бумаги), а не цветные области у входного и выходного файлов совпадают.

 

Метод Absolute Colorimetric. Метод преобразования цветов аналогичен предыдущему рассмотренному примеру, однако существенно отличается тем, что при конверсии цветов не происходит привязки к цвету носителя (бумаги), в результате чего при переходе от одного запечатываемого материала к другому нейтральные участки изображения могут получаться различными на входе и на выходе. Например, при расширении цветового охвата CMS попытается сымитировать на новом материале цвет старого запечатываемого материала.

 

Для быстрого выбора нужных установок из числа ранее использовавшихся предусмотрена функция сохранения всех установок диалогового окна Color Settings в специальный файл, использующийся как в Photoshop, так и в среде других программ Adobe (например, таких как Illustrator). Такой файл имеет расширение CSF (CSF - Color Settings File) и хранится в папке C:\Program Files\Common Files\Adobe\Color\Settings.

 

Итак, мы вплотную подошли к вопросу о возможности имитации в условиях офиса, где готовится макет, "тиражной" печати, которую мы получаем в типографии,- то есть к вопросу об использовании цветопробы. Но сначала немного теории.

 

Назначение цветопробы

 

Цветопробная система - это система воспроизведения цвета, которая в состоянии имитировать реальные цвета и показывать их наиболее близкими к цветам тиражным, то есть к тем, что получатся при печати реальной продукции в условиях типографского производства. Цветопроба нужна, в первую очередь, дизайнеру или заказчику для просмотра и утверждения цвета или общего цветового решения, применяющегося в макете. В идеале для получения правильного "тиражного" цвета требуется применение тиражного запечатываемого материала той же плотности, того же типа покрытия и той же степени белизны; применение тиражных красок или тонеров с теми же спектральными и другими характеристиками, что и в тираже; а также применение того же тиражного оборудования. Понятно, что такая цветопроба, при соблюдении всех перечисленных условий, по своей стоимости будет сравнима со стоимостью изготовления всего тиража - особенно в случае, если его объем достаточно невелик. Кроме того, сроки изготовления подобной цветопробы также достаточно велики. Поэтому на практике применяется имитация тиражного цвета, который пытаются синтезировать в условиях единичного производства - либо при использовании специальных дорогих цветопробных систем, либо при помощи цветных офисных принтеров. В последнем случае такая цветопроба называется "принтерной" и подразумевает использование достаточно качественного цветного принтера. Оговорюсь сразу, что для принтерной цветопробной системы вряд ли подойдет устройство за 100 долларов: вероятно, для подобных целей придется приобрести значительно более дорогое решение.

 

Технология использования принтера в качестве цветопробы не так проста, как может показаться на первый взгляд. Красители, использующиеся в принтерных картриджах, спектрально значительно отличаются от красителей, применяющихся при печати тиража трафаретным или офсетным способом. Из-за этого нельзя избежать этапа построения для нашего печатающего устройства профиля, по данным которого можно будет частично скомпенсировать цветовые сдвиги, присутствующие между этими воспроизводящими системами.

 

В целом технология построения принтерной цветопробной системы состоит из ряда этапов:

  • подключение специальных программных средств, производящих растеризацию макета пользователя со специальными полиграфическими растрами (а не растрами использованного принтера; подробнее об этом - в первой публикации из цикла "Введение в настольную полиграфию"). Это так называемые растровые процессоры (RIP - Raster Image Processor);
  • тестовая печать специальной шкалы с набором цветных полей, которые затем замеряются с помощью спектрофотометра, оценивающего спектральные характеристики отпечатанных цветных полей на тестовой шкале;
  • ввод (ручной или автоматический; последнее доступно при наличии связи спектрофотометра с компьютером) в программное обеспечение полученных от спектрофотометра значений, позволяющих построить профили и т.д.

Однако все это уже тема для отдельных публикаций. В принципе, можно воспользоваться профилями, которые предоставил производитель принтера, но следует учитывать, что они не всегда оказываются точными и во многом предоставляют сильно усредненные условия печати. Кроме того, при смене сорта бумаги или красителей профиль придется строить заново.

 

Критерии качества цветопробной системы и цветовой охват


C точки зрения цветового охвата, качественная цветопробная система должна иметь возможность воспроизвести, как минимум, все возможные "тиражные" цвета. В противном случае, цветопроба просто не может рассматриваться как правильная. Таким образом, цветовой охват цветопробной системы должен быть, как минимум, равен цветовому охвату тиражного оборудования. На рис. 7 показан цветовой охват двух профилей. В левой части изображения (где сравнивается цветовой охват принтера Epson Stylus Photo 2100 на бумаге Archival Matte и CMYK SWOP Coated) показана совершенно недопустимая ситуация, когда ни одна система не может обеспечить весь спектр цветов другой. Соответственно, ни одну систему нельзя использовать в качестве цветопробной.

 

 

В правой части изображения показана ситуация, когда охват цветов одной системы (Epson Stylus Photo 2100 - Archival Matte) целиком лежит в зоне охвата другой (Epson Stylus Photo 2100 - Glossy paper). Во втором случае систему с более широким охватом можно использовать как цветопробную для более узкого цветового охвата (но не наоборот).

 

Еще одним немаловажным моментом является то, что на цветопробе нам приходится имитировать цвет белой точки реального тиражного материала. Например, иногда необходимо показать на бумаге высокой степени белизны натуральный цвет какой-либо тонированной дизайнерской бумаги. Таким образом, для осуществления подобной имитации при переходе из профиля в профиль следует использовать опцию Render Intent - Absolute colorimetric в качестве рабочей, что и позволит произвести такую имитацию.

 

Вспоминая начало нашего разговора и пресловутую концепцию WYSIMOLWYG, добавлю ложку дегтя в бочку оптимизма, связанного с дешевой принтерной цветопробой - альтернативой профессиональным цветопробным системам, поставляемым производителями дорогого полиграфического оборудования (Matchprint, Chromalin, Iris и др.). На самом деле цветовые сдвиги между машиной, использующейся для печати тиража, и принтером можно компенсировать конверсией изображения из профиля в профиль. Однако полностью правильного "тиражного" цвета, к сожалению, можно добиться только в тираже, что хорошо известно полиграфистам-профессионалам, которые относятся к принтерной цветопробе с большой долей скептицизма. С другой стороны, для большинства работ среднего и высокого уровня принтерная цветопроба является хорошей альтернативой дорогой профессиональной цветопробе и уж куда более удачным решением, чем простой просмотр на экране.

 

В последнее время практически каждый производитель принтеров предлагает средние и старшие модели устройств, использование которых возможно и для построения относительно недорогих цветопробных систем. Если вспомнить WYSIMOLWYG и относиться к полученному отпечатку как к отпечатку ориентировочному, рассчитанному на оценку общего ощущения от цвета, но никак не идеально точному устройству воспроизведения, то использование подобной системы является хорошей альтернативой дорогой профессиональной цветопробе.


Украинский полиграфический сервер

2004.05.05
19.03.2009
В IV квартале 2008 г. украинский рынок серверов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в денежном выражении на 34% – до $30 млн (в ценах для конечных пользователей), а за весь календарный год – более чем на 5%, до 132 млн долл.


12.03.2009
4 марта в Киеве компания Telco провела конференцию "Инновационные телекоммуникации", посвященную новым эффективным телекоммуникационным технологиям для решения задач современного бизнеса.


05.03.2009
25 февраля в Киеве компания IBM, при информационной поддержке "1С" и Canonical, провела конференцию "Как сохранить деньги в условиях кризиса?"


26.02.2009
18-19 февраля в Киеве прошел юбилейный съезд ИТ-директоров Украины. Участниками данного мероприятия стали ИТ-директора, ИТ-менеджеры, поставщики ИТ-решений из Киева, Николаева, Днепропетровска, Чернигова и других городов Украины...


19.02.2009
10 февраля в Киеве состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности компании "DiaWest – Комп’ютерний світ" в 2008 году.


12.02.2009
С 5 февраля 2009 г. в Киеве начали работу учебные курсы по использованию услуг "электронного предприятия/ учреждения" на базе сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ).


04.02.2009
29 января 2009 года в редакции еженедельника "Computer World/Украина" состоялось награждение победителей акции "Оформи подписку – получи приз!".


29.01.2009
22 января в Киеве компания "МУК" и представительство компании Cisco в Украине провели семинар для партнеров "Обзор продуктов и решений Cisco Small Business"

 

 
 
Copyright © 1997-2008 ИД "Комиздат".