Микрофоны


Рано или поздно вы осознаете, что MIDI-записи без участия  живых  инструментов и вокала звучат крайне скучно и неестественно. Как только речь заходит о  живых  инструментах   на сцене появляются микрофоны, и вам приходится следовать ряду простейших рекомендаций.

 

Выбор. Самый лучший голос или инструмент может звучать просто отвратительно, если вы неправильно выберете микрофон. К сожалению, далеко не все владельцы студий могут позволить себе держать в ящике стола набор из десятка конденсаторных микрофонов по несколько тысяч долларов каждый, так что единственный выход состоит в прокате оборудования (если найдете, где ). 

 

Метод проб и ошибок. Пусть вашим лозунгом будет  включи и послушай! / Другими словами, не следует полагаться на случай при выборе оптимального положения микрофона. Измените положение, послушайте, измените, послушайте    двигайте микрофон до тех пор, пока не добьетесь звучания, которое вам нужно. Чем лучше будет звук на этом этапе, тем проще будет его обрабатывать в дальнейшем.

 

Предусилитель. Хороший микрофонный предусилитель   половина дела. Вам не нужны точные регуляторы тембра, качественная компрессия и т.п.   вам нужен просто хороший и чистый звук.

 

Микрофонная техника. Как бы ни был хорош используемый микрофон, если вокалист не умеет им пользоваться   у вас ничего не выйдет. Если исполнитель находится слишком близко, звук будет искажен из-за эффекта близости (proximity)   уж лучше бы вы записывали через старый носовой платок. Если же исполнитель находится слишком далеко, звук будет слабым и  тонким . Потратьте некоторое время на репетиции и внимательно прислушивайтесь к результату. Позаботьтесь о том, чтобы внести все необходимые коррективы еще до того, как начнется запись.

 

Старый чулок. Да-да, то, о чем твердят все звукоинженеры,   действительно правда! Все они когда-либо в своей практике  спасли запись при помощи старого чулка . Теоретическое обоснование проще простого: тонкий и акустически прозрачный материал, помещенный перед микрофоном, способствует ослаблению шумов от дыхания и от некоторых звуков речи и делает звучание более  плавным . Недостатки? Слишком много чулка   и звук будет искажен, слишком мало   и вы вообще не заметите эффекта. Проконсультируйтесь с мамой 

 

Встаньте! Микрофон в руках   источник ужасного шума на ленте. Не пожалейте денег на микрофонную стойку   эффект будет просто поразительным.

 

Стереомикрофоны. Если вам нужна качественная стереопанорама или если вам просто не хватает денег на достаточное количество микрофонов для индивидуального подзвучивания инструментов, используйте стереомикрофон. Простейший вариант   это два обычных кардиоидных или суперкардиоидных микрофона, установленных на общей подставке и ориентированных под углом 90 градусов друг к другу. Не забудьте панорамировать соответствующие сигналы. Варианты этой системы описаны в любом учебнике по звукотехнике, так что запишитесь в библиотеку. 

 

Не лезьте в дырку. Как ни странно, но розетка резонатора   самое худшее место для размещения гитарного микрофона. Используйте конденсаторный микрофон и направьте его на середину грифа или на подставку для струн, расположив примерно в полуметре от гитары. Учтите, что даже небольшое изменение положения или ориентации микрофона приведет к существенному изменению характера звучания, так что запаситесь для гитариста успокаивающим или смирительной рубашкой.

 

Электрогитары. Гитаристы   вообще отдельная тема для разговора. Они всегда хотят использовать свой собственный комбик, предусилитель и педали. Это вполне понятно   звук, который они создавали годами, практически невозможно повторить встроенными средствами вашего микшерного пульта. Используйте динамический микрофон, направив его на динамик комбика немного в стороне от центра. Как и в случае с акустической гитарой, звук полностью зависит от положения микрофона, так что не жалейте времени на эксперименты. Постарайтесь уговорить гитариста записать на ленту прямой сигнал непосредственно с выхода гитары   это может пригодиться при дальнейшей обработке.

 

Отражения и поглощения. Твердые поверхности отражают звук, а мягкие   поглощают. Возможно, что для получения нужного звучания вам придется поместить микрофон возле старого дубового шкафа или бархатной портьеры. Не забывайте о характере звука, к которому вы стремитесь,   для получения резкого и звонкого тона необходимо отражение звука, а для получения мягкого  бархатного  звучания   поглощение.

 

Студийное время


Возможно, несколько дней в специализированной студии   это именно то, что вам нужно. Но для того, чтобы провести эти дни как можно эффективнее, вы должны помнить следующее:


Знайте, к чему вы стремитесь. Тщательно продумайте, к чему именно вы стремитесь,   особенно если выделенное вам студийное время ограничено. Если вы собираетесь записать всю песню за один день, постарайтесь как можно точнее спланировать этот день, выяснив, когда и кто будет записываться и когда можно будет приступить к сведению . Приготов ьте несколько идей заранее. Например, если вы хотите получить характерный бэк-вокал с  хорусом , обдумайте, как именно вы это сделаете. Когда в вашем распоряжении останется полчаса студийного времени, перебор сотен пресетов студийного эффект-процессора может оказаться несколько разочаровывающим.

 

Выясните свои права. Узнайте, на какой уровень сервиса вы можете рассчитывать. Что произойдет, если сгорит лучший в студии ревербератор? Поставят ли вам новый или же просто скажут  Не повезло ? Будет ли поблизости опытный специалист, готовый помочь с решением возникающих проблем?

 

Помощь специалиста. Возьмите с собой в студию кого-нибудь, кто хорошо знаком с используемым там оборудованием. Если это невозможно   попросите, чтобы вам выделили студийного инженера. Даже если все ваше  исполнение  состоит в запуске секвенсора и присмотре за рэком звуковых модулей, вы должны быть уверены, что вам не придется одной рукой крутить ручки на пульте, а другой   управлять компрессором. Работающий в студии инженер наверняка обладает опытом предыдущих записей, и его советы могут оказаться чрезвычайно полезными.

 

Репетируйте вновь и вновь. Все необходимые репетиции должны быть проведены до того, как вы переступите порог студии. Если вы купили только 8 часов студийного времени, то их вам явно не хватит на репетицию смены аккордов, которую нужно было выучить три недели назад.

 

Следите за временем. Работать всю ночь, чтобы к утру наконец-то свести запись,   это, конечно, геройство, но нельзя сказать, чтобы отказ от сна благотворно сказывался на качестве результата. Усталости подвержены все   так не лучше ли делать свою работу на свежую голову? Если вы предпочитаете работать ночью, измените свой режим заранее   например, за несколько дней до начала студийной работы.

 

Вижу цель. Если у вас есть образец звучания, к которому вы стремитесь, обязательно возьмите его с собой в студию. Это позволит вам не только сфокусироваться на своем собственном звучании, но и обеспечит готовый  шаблон  для предварительного сведения. Слова о том, что вам нужна подкладка  как на стороне B сингла I Love You с фанковой основой из Hey Babe  не скажут звукоинженеру ровным счетом ничего   до тех пор, пока он сам не услышит I Love You и Hey Babe.

 

Делайте заметки. Записывайте все, что приходит вам в голову. Ведите список дорожек, список вариантов, список чего угодно еще  Когда у вас будет десять вариантов одной только вокальной памяти, вы еще поблагодарите нас за этот совет.

 

Будьте хорошими. Входя утром в двери студии, вы все представляете собой компанию отличных друзей, готовых к плодотворному сотрудничеству. Однако следует признать, что споры и ссоры между участниками записи   едва ли не основная причина задержек в студийной работе. Не забывайте о том, что напряжены не только вы, но и все остальные. Относитесь терпимо к ошибкам других   если вы пришибете барабанщика его собственной тарелкой, звук от этого не улучшится. Если вы можете оставаться спокойным даже тогда, когда вокалист второй час не может взять ноту, которая так легко получалась на предыдущей неделе, или когда вы теряете листок бумаги с данными о нужном сочетании параметров эффекта   это несомненно окажет благотворное влияние на всех остальных.

 

Ловите моменты. Независимо от того, чем вы занимаетесь   записываете, сводите или просто играете с барабанами, пока  этот волосатый  вышел покурить,   ловите все удачные моменты и записывайте их на пленку. В то же время не забывайте следить за шумом   щелчки, шуршание и шипение лучше убрать еще до того, как они попадут на запись.

 

Плагиат. Любая запись в момент ее совершения автоматически защищается законом об авторских правах, поэтому никогда не пытайтесь использовать в своей работе отрывки чужих записей   даже если вы планируете потом от них избавиться. Если вы случайно забудете это сделать, это может обойтись вам весьма дорого.

 

Сведение


Закончив запись, пора повернуться к стойке с процессорами эффектов и превратить материал в готовую композицию. Вот еще десять рекомендаций:  


Станьте  комнатой. Прежде чем начать сведение, прослушайте в рабочей комнате несколько хорошо знакомых вам записей. Это даст вам необходимое ощущение акустики комнаты и мониторов. Если в процессе работы вы начнете терять ориентацию, вернитесь к этим записям и прослушайте их еще раз.

 

Смена мониторов. В процессе сведения имеет смысл переключаться между двумя парами мониторов   профессиональными студийными и обычными Hi-Fi колонками. Не забывайте о своем собственном положении   при работе с мониторами ближнего поля сдвиг головы на несколько сантиметров будет эквивалентен нескольким метрам в условиях клуба.

 

Реверберация. Реверберация   один из наиболее популярных и в то же время наиболее опасных эффектов. Почему опасных? Потому что ее очень часто используют неправильно. Для перкуссии следует использовать листовой ревербератор (plate), для вокала   алгоритмы небольшой (small) или деревянной (wooden) комнаты (room). Для того чтобы поместить в пространство сразу всю запись, ее следует обрабатывать целиком, а не по отдельным дорожкам. Слушайте эффект от применения реверберации в общей картине записи, а не в соло-канале, так как звуковой контекст в данном случае играет очень большую роль.

 

Автоматика. Автоматизация процесса сведения требует значительного времени и усилий, однако вполне их оправдывает. Многие процессоры эффектов допускают автоматизацию при помощи системных MIDI-сообщений (SysEx)   не игнорируйте эту возможность, так как она может заставить  засиять  даже сравнительно скучную песню.

 

Альтернативные эффекты. Компрессор можно эффективно использовать для управления уровнем сигнала. Например, с его помощью можно подчеркнуть бас или ударные. Аналогичным образом можно найти нестандартные применения для большинства остальных эффектов   не бойтесь экспериментировать!

 

Регуляторы наоборот. Увидев перед собой широкую полосу регуляторов уровня, начните с установки их всех на отметку 0 дБ и потом  приберите  те, для которых это слишком много. При этом у вас будет меньше проблем с перегрузками и запасом по уровню. Не  поднимайте  гитариста   лучше  приберите  всех остальных.

 

На радио. Чтобы сделать звучание более  воздушным , поднимите эквалайзером частоты немного выше 14 кГц. Для клубного исполнения такая операция останется практически незаметной, однако при воспроизведении по радио ваша запись будет звучать гораздо  прозрачнее.

 

Разделяй и властвуй. Так много инструментов, и так мало акустического пространства  Что делать? Создайте для каждого из инструментов собственную акустическую нишу. Оставьте от баса только самые низкие частоты, разместите вокал и инструментальные партии в разных участках слышимого диапазона и подчеркните высокие частоты в ударных, тарелках и перкуссии.

 

Возвращайтесь. Никогда не стремитесь закончить сведение записи за один сеанс. На следующий день вы ее послушаете и проклянете. Закончив предварительное сведение, сделайте перерыв, сходите на прогулку, вернитесь в студию и послушайте запись снова. Повторите эту операцию несколько раз   и результат станет гораздо лучше. Не будьте одиноки   пригласите на прослушивание кого-нибудь, кому вы доверяете и кто хорошо разбирается в звукозаписи.

 

Параметрические движения. Если в вашем распоряжении есть параметрический эквалайзер (в канальной полосе пульта или в виде отдельного устройства), следуйте ряду простых рекомендаций, и успех вам обеспечен:

  • Решите, что именно вы хотите изменить. Метод, основанный на концепции  крути и надейся , в данном случае не подходит. Лучшим судьей, как и во всех остальных случаях, может быть только ваш собственный слух.
  • Поднимите уровень регулируемой полосы (и, если возможно, установите максимальную добротность) и вращением регулятора частоты найдите интересующую вас область спектра.
  • Вернитесь к ручкам уровня и добротности и настройте звук так, как хотите.

Мастеринг и жесткие диски


Если вы собираетесь записывать или уже записываете звук на ваш персональный компьютер, эти советы   именно для вас:

  
Учите матчасть. Одно из наиболее важных требований к записи и воспроизведению звука   это точная синхронизация и привязка ко времени. Для этого необходимо, чтобы ваш жесткий диск был как можно более качественным и находился в приемлемом состоянии. Дефрагментируйте диск как можно чаще и переформатируйте его всегда, когда у вас будет возможность.

 

В очередь, сукины дети, в очередь!  Качество записи звука во многом определяется производительностью вашего компьютера. Не перегружайте его неиспользуемыми приложениями, сетевой поддержкой и ненужными расширениями. Работайте со звуком в минимально допустимой конфигурации программ   и успех вам обеспечен.

 

Жесткие диски. Выбирайте диски, которые специально предназначены для записи звука и видео (так называемые AV   audio-video диски). Такие диски не выполняют внутреннюю рекалибровку, которая приводит к появлению разрывов в звучании. К счастью, большинство современных жестких дисков относится именно к категории AV.

 

Время, господа! Вычисляя дисковый объем, необходимый для хранения ваших записей, пользуйтесь простой оценкой   две цифровые дорожки длительностью в одну минуту с частотой дискретизации 44.1 кГц и разрешением 16 бит занимают 10 мегабайт. Все остальные вычисления при этом сведутся к умножению и делению на 2   например, одна монодорожка продолжительностью в минуту займет 5 мегабайт, и т.д. На компакт-диске помещается до 73 минут музыки.

 

Качественный компромисс. В ряде ситуаций (например, при подготовке звукового сопровождения для использования в компьютерных мультимедиа-приложениях) вы столкнетесь с необходимостью пожертвовать качеством звучания ради уменьшения объема информации. Экспериментируйте со стандартными вариантами: 8 или 16 бит; 44.1, 32, 22.05 или 11 кГц и т.п.

 

Ориентируйтесь в волнах. Искусство цифрового редактирования во многом сводится к искусству интерпретации волновых графических представлений звука. Вы должны приобрести некоторый опыт в определении границ слов, музыкальных фраз и нот. Старайтесь не  вырезать  участки с атакой звука. Наиболее очевидный в графическом плане элемент записи   это удары басового барабана, имеющие значительную амплитуду и малое время атаки.

 

Устное слово. Редактирование речи   одна из наиболее сложных задач, и результат часто оказывается далеким от правдоподобия. Старайтесь работать не с отдельными словами, а с целыми фразами и предложениями. Для подчеркивания отдельных фраз можно использовать усиление и сдвиг высоты тона, однако практика показывает, что в большинстве случаев проще переписать редактируемый материал заново.

 

Так просто.  Системы цифрового редактирования звука предоставляют в распоряжение пользователя целый арсенал различных эффектов и обработок. Относитесь к ним с достаточной долей осторожности. Редактируйте звук только тогда, когда вы действительно ощущаете в этом необходимость, и не увлекайтесь  обработкой ради обработки.

 

Задержки, задержки.  Если вы работаете с программными эффектами, выполняющими обработку звука в реальном времени, внимательно следите за возможными задержками. Это особенно важно в том случае, если вы используете эффект только в одном из каналов.

 

Проверьте свой мастер. Прежде чем переносить цифровой звук с жесткого диска на компакт или ленту DAT, выполните три простые операции:

  • Нормализуйте уровень. Процесс нормализации заключается в усилении сигнала таким образом, чтобы его пики достигали максимально допустимого уровня. Это позволяет оптимальным образом использовать динамический диапазон и делает звучание отдельных дорожек более  равномерным. Функция нормализации предусмотрена почти во всех программах редактирования звука.
  • Проверьте формат. Убедитесь в том, что используемый вами формат совместим с системой, в которой будет осуществляться дальнейшая обработка вашей записи. Для системы Toast необходимо использовать формат Sound Designer II или AIFF, а для программы EasyCD   формат WAV. Вы не забыли проверить паузы между отдельными композициями?
  • Дефрагментируйте жесткий диск.

Музыка и мультимедиа

 

Создавая звуковое сопровождение для компьютерных игр, программ или телевидения, вы очень скоро убедитесь, что это далеко не так просто, как может показаться.

  
Как туда попасть. Многие начинают с любительской работы и сотрудничества с киношколами, танцклассами и компьютерными фирмами. Вы можете попытаться напрямую связаться с теми компаниями, которые вас интересуют, и предложить им свои услуги. Пошлите свои демозаписи в несколько рекламных агентств. К сожалению, решающим фактором при этом будут не ваши способности, а ваши знакомства.

 

Демозаписи. Демозаписи должны быть включены в визуальный контекст. Если вы не можете сопроводить запись видеоклипом, добавьте к ней хотя бы словесное описание настроения или действий, которые вы имели в виду и хотели проиллюстрировать. Учтите, что качество записи имеет чрезвычайно большое значение,   ведь те, кому вы отправляете запись, будут судить о вашей квалификации именно по ней.

 

Слушайте других. Прислушивайтесь к работам других людей. Что в них вам нравится, а что нет? Старайтесь учиться на чужих, а не на своих собственных ошибках.

 

Сотрудничайте с другими. Большая часть ваших усилий должна быть направлена на понимание и реализацию идей и замыслов других людей. Вы должны признать, что ваши собственные творческие способности следует направить не на подавление, а на развитие предложений ваших коллег. Дополняйте собой производственный процесс, но не стремитесь к абсолютному лидерству.

 

Темы. Запоминающаяся музыкальная тема   одно из наиболее популярных средств объединения различных фрагментов мультимедиа-композиции. Независимо от того, что вы используете в качестве темы   смену аккорда, несколько простых нот или синкопированный пассаж в до-диез миноре,   она должна быть открыта для дальнейшего развития. Для получения интересных результатов стоит поэкспериментировать с темпом, тональностями и наложением партий.

 

Будьте вездесущи. То факт, что вы готовите звук для сопровождения визуальной программы, предъявляет к вашей работе ряд специфических требований. Музыкальное сопровождение должно точно соответствовать происходящим на экране событиям. Даже самые незаметные изменения изображения должны иллюстрироваться соответствующими звуковыми событиями. Используйте свое шестое чувство   события, которые остаются за кадром, порой имеют не меньшее значение, чем события в кадре.

 

Сестра Краткость. Звуковое сопровождение видеоинформации обычно состоит из значительного количества небольших отрывков. На протяжении каждого из этих отрывков вы должны успеть передать средствами звука настроение, общую ситуацию и даже ее развитие. Стремитесь к простоте и старайтесь, чтобы звуковое сопровождение имело ценность даже в отрыве от видеоряда.

 

Громкость и динамика. Когда речь идет о звуковом сопровождении для мультимедиа-программ и кинофильмов, значение динамики записи трудно переоценить. Звук, который вы создаете, будет воспроизводиться как через мощные колонки в кинотеатрах, так и через трехдюймовые громкоговорители бытовых телевизоров. Вашими основными инструментами должны быть компрессор, датчик  средней громкости  и тот самый трехдюймовый громкоговоритель.

 

Источник звука. Создание необходимого вам звукового эффекта может потребовать от вас огромных усилий. Поэтому начинать свою работу следует с визита в библиотеку сэмплов. Зачем рисковать жизнью, самостоятельно записывая звук шагов тигра, если это уже сделали до вас?

 

Найдите правильную точку. Одна из наиболее сложных задач, с которой вы столкнетесь в процессе работы, будет заключаться в правильном размещении источников звука в виртуальном звуковом пространстве. Никогда не ограничивайтесь простым панорамированием   это звучит очень неестественно. Для получения оптимального результата следует сочетать панорамирование с изменением громкости и частотной коррекцией.

  • Громкость: Звуковой сигнал, поступающий справа, будет иметь в правом канале больший уровень, чем в левом. Звук, идущий спереди, будет громче звука, идущего сзади.
  • Тембр: Звук, идущий справа, в левом канале будет  глуше , чем в правом. Звук, идущий сзади, будет глуше звука, идущего спереди. Чем дальше от вас источник звук, тем  тоньше  его звучание.
  • Задержка: Звук, идущий справа, поступит в левый канал с некоторой задержкой относительно правого. Типичное время задержки составляет от 5 до 15 мс. При его превышении звучание эффекта станет неестественным. 

Итак, добравшись до этого места, вы стали значительно опытнее, и ваши знания в области  э-э, во всех областях звукозаписи существенно расширились. Если вам известны еще какие-либо интересные рекомендации   пишите нам, и мы их обязательно опубликуем. Вы получите от этого моральное удовлетворение, а другие читатели   новый опыт и знания. А иначе для чего все это и затевать.

2004.12.15
19.03.2009
В IV квартале 2008 г. украинский рынок серверов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в денежном выражении на 34% – до $30 млн (в ценах для конечных пользователей), а за весь календарный год – более чем на 5%, до 132 млн долл.


12.03.2009
4 марта в Киеве компания Telco провела конференцию "Инновационные телекоммуникации", посвященную новым эффективным телекоммуникационным технологиям для решения задач современного бизнеса.


05.03.2009
25 февраля в Киеве компания IBM, при информационной поддержке "1С" и Canonical, провела конференцию "Как сохранить деньги в условиях кризиса?"


26.02.2009
18-19 февраля в Киеве прошел юбилейный съезд ИТ-директоров Украины. Участниками данного мероприятия стали ИТ-директора, ИТ-менеджеры, поставщики ИТ-решений из Киева, Николаева, Днепропетровска, Чернигова и других городов Украины...


19.02.2009
10 февраля в Киеве состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности компании "DiaWest – Комп’ютерний світ" в 2008 году.


12.02.2009
С 5 февраля 2009 г. в Киеве начали работу учебные курсы по использованию услуг "электронного предприятия/ учреждения" на базе сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ).


04.02.2009
29 января 2009 года в редакции еженедельника "Computer World/Украина" состоялось награждение победителей акции "Оформи подписку – получи приз!".


29.01.2009
22 января в Киеве компания "МУК" и представительство компании Cisco в Украине провели семинар для партнеров "Обзор продуктов и решений Cisco Small Business"

 

 
 
Copyright © 1997-2008 ИД "Комиздат".