На примере программы InPerson корпорации Silicon Graphics - мирового лидера в области наглядных вычислений - описывается технологи визуального общения.
 

Технический прогресс стремителен, и развитие информационных технологий является лишь наглядным примером этого. Компьютеры проникают во все новые сферы человеческой деятельности, меняя ее и вызыва шквал оценок - от одобрения до резкого неприятия. Но тем не менее любое новшество, помогающее людям взаимодействовать, приветствуется единогласно - уж слишком многое зависит от возможности быстро принимать эффективные решения. Именно такую возможность и дает технология видеоконференций, приводя в конечном итоге к колоссальному выигрышу во времени и затраченных средствах.

 

Видеоконференци - это полезный видеотелефон


Скептик, вспомнив о видеотелефоне, возразит: "Что ж тут нового? Это известно со времен появления телекамеры, да и фантастами видеотелефон описан давным-давно! Кроме того, не прижился он".


Безусловно, видеоконференци отдаленно напоминает видеотелефон, но вы не просто видите и слышите вашего собеседника, а обсуждаете по ходу разговора рисунки, тексты, обмениваетесь файлами и другой информацией так, как-будто сидите с ним за одним столом. Иными словами, вы полноценно в реальном времени обсуждаете вашу общую проблему. Ко всему этому нужно добавить, что таких собеседников может быть несколько, причем расположенных за тысячи километров друг от друга.


Для взаимодействия требуетс достаточно мощный компьютер, укомплектованный микрофоном, видеокамерой и сетевой картой или модемом. Но это не все. Желательно, чтобы компьютер работал под управлением многозадачной системы (видеоконференция не должна блокировать всю остальную работу). Не помешает мощна графическая подсистема и приличный канал связи. И, конечно, необходимо программное обеспечение для ведения видеоконференций.

 

Почему именно Silicon Graphics Inc.?


Для проведения видеоконференций в настоящее время существует разнообразное программное обеспечение, как дл персональных компьютеров, так и для рабочих станций. Это, например, пакет SHOWME компании SUN, аналогичный продукт фирмы AVISTAR, система LOTUS VIDEO FOR NOTES, программа IBM LANSERVER MULTIMEDIA, пакет STARWORKS дл EISA-платформ (фирмы STARLIGHT NETWORKS) и, наконец, новинка этого года - пакет Intel ProShare Conferencing Video System 200 дл Windows, который можно было посмотреть на выставке ComTek'96 в Киеве.


Однако в этот раз мы решили рассказать о технологии видеоконференций на примере программы InPerson (версия 2.1) компании Silicon Graphics. Вот несколько доводов в пользу этого выбора.


Графические рабочие станции и, в частности, компьютеры Silicon Graphics, позволяют как в капле воды увидеть будущее информационных технологий. Масса свежих идей, реализованных здесь, со временем как бы перекочевывает на другие платформы, в том числе "персоналки". Кто не знает сегодня фирму Netscape с ее знаменитым броузером для WWW? А ведь ее организовал тот самый профессор Стенфордского университета Джим Кларк, который в 1982 г. создал компанию Silicon Graphics.


Все настольные модели компьютеров Silicon Graphics полностью готовы для проведени конференций в реальном времени и обеспечивают участие нескольких сторон, использующих интерактивное видео, аудио, 3D модели, графику и текст. Эти машины при небольшой для рабочих станций цене (для младшего семейства Indy она составляет примерно 8000 долл. США) еще начиная с 1992 г. комплектуются цифровой видеокамерой, микрофоном и высококачественной встроенной системой воспроизведения звука. Они имеют сетевой адаптер Ethernet и мощнейшую графическую подсистему, ориентированную на работу с 3-мерными изображениями. Все компьютеры Silicon Graphics построены на RISC-процессорах фирмы MIPS и работают под управлением ОС UNIX (фирменное название - IRIX; версия 6.2 сертифицирована, как UNIX-стандарт 1995 года).


За счет того, что InPerson поддерживает несколько аудио- и видеостандартов сжати информации, он может работать даже в медленных сетях, правда, только на основе Internet-протокола TCP/IP. Понятно, сеть может быть как глобальной, так и локальной.


Следует оговориться, что InPerson не содержит какой-либо серверной или клиентской части. В этом смысле он как бы однороден: мощности даже самых младших компьютеров Silicon Graphics - станций Indy - вполне достаточно для полноценной видеоконференции.


Надо сказать, что программы дл ведения полнокровных видеоконференций, перечисленные выше, стоят довольно дорого - $1500-4500. InPerson же поставляется бесплатно начиная с версии IRIX 6.2. Прежде его цена была $600. Сейчас за $950 можно докупить так называемую InPerson Option Board - "железку", которая аппаратно реализует основные алгоритмы InPerson и разгружает центральный процессор.

 

InPerson - человек к человеку


Итак, вы уже поняли, что InPerson - это не просто видеотелефон, это средство обмена идеями, позволяющее плодотворно использовать компьютер для совещаний, консультаций, быстрого согласования и принятия коллективных решений. Он дополняет возможности видеотелефона трехмерным графическим редактором и средствами для обмена файлами. InPerson интегрирован в операционную систему, являясь частью так называемой "Среды для обмена мнениями" (Mindshare collaborative environment). Помимо InPerson она включает в себя:

  • различные конвертеры и средства записи/просмотра графики, видео, звука, текстов;
  • программу Annotator (добавление текстовых, аудио- и видеокомментариев к трехмерным моделям);
  • пакет электронной почты MediaMail;
  • мощную программу создания презентаций и обучающих материалов Showcase;

Web-комплект:

  • HTML-редактор - WebMagic Author,
  • WWW-сервер - Out Box,
  • HTML-броузер - Netscape Navigator).

InPerson взаимодействует с PeoplePages, стандартной для ОС IRIX базой персональных данных (имена, координаты, фотографии, примечания).


Программа, которая поддерживает видеоконференцию, просто обязана быть удобной и как бы незаметной, иначе силы будут уходить не на предмет разговора, а на борьбу с компьютером. InPerson написан по технологии наглядных вычислений (visual computing), идея которых - максимально облегчить общение с машиной путем представлени информации и команд в наиболее удобной дл человеческого восприятия форме и создани интуитивно понятных интерфейсов. Как известно, одна живая трехмерная картинка способна заменить массу сложных для восприятия и анализа данных в виде текста или цифр.


В режиме ожидания InPerson представляет собой окошко с изображением телефона. Позвонить можно несколькими способами. Во-первых, можно открыть окно вызова и набрать Internet-адрес одного или нескольких людей, с которыми вы хотите связаться. Здесь можно использовать каталог персональных записей PeoplePages и выбрать оттуда нужного вам человека, а можно просто "кинуть" в окошко InPerson пиктограмму пользователя. Кроме того, можно позвонить целой группе людей, набрав их адреса по очереди, а затем нажав "Call". Список адресов можно сохранить для дальнейшего использования.


Если же "позвонили" вам, раздаетс звонок (или гудок, в зависимости от настроек системы), и телефон начинает действовать. Вы отвечаете на звонок, щелкнув в окне кнопкой мыши, после чего открывается рабочее окно конференции. Если во время видеоконференции вам кто-нибудь позвонит, то прежде чем отвечать на звонок, можно выяснить кто это, и если вы решили побеседовать с этим человеком, текущая конференция перейдет в режим "Hold" (задержки).

 

С чего начинаетс Indy?


Начальная конфигурация современной станции Indy следующая:

  • Процессор: MIPS R5000 PC 150 МГц, внутрипроцесcорный кэш = 32 КБ команд + 32 КБ данных, внешнего кэша нет.
  • ОЗУ: 32 МБ
  • Жесткий диск: 1 ГБ SCSI
  • Графика, видео: XGE 1280x1024, 8-бит, 17" монитор, цифровой вход, S-видеопорт, композитный аналоговый порт для PAL/NTSC сигналов, адаптер Vino video, цифровая камера IndyCam Стерео интерфейс Stereo View Ready.
  • Аудио: Iris Audio Processor, линейные вход/выход, микро     фонный вход, выход на наушники, цифровой канал.
  • I/O: SCSI-2, 2 последовательных порта 38,4 кбит/с, сов    местимых с RS-232, Macintosh R5-422 и MIDI, 1 па     раллельный порт 10 МБ/с.
  • Сеть: Ethernet AUI+10baseT, ISDN.
  • Питание: 170 Вт, автоматический выбор напряжени сети
  • ОС: IRIX 6.2 - 64-разрядная, но выполняет без перекомпиляции 32-разрядные бинарные файлы, поддерживает симмет    ричную многопроцессорную обработку и распределенные вычисления. Расширенная файл-система XFS журнального типа с гарантированной скоростью ввода/вывода, максимальный размер файла = 9 млн. терабайт, интерфейс IndigoMagic, единая ОС для всех компьютеров Silicon Graphics.

Это компьютер с 64-разрядной архитектурой, скоростью системной шины 267 МБ/с и скоростью шины процессор-память 400 МБ/с имеет показатели 3.0 SPECint95 и 3.6 SPECfp95, а по тесту AIM набирает 164,8 балла (для Indy с 512 КБ внешнего кэша и 200 МГц R5000 каждый из показателей SPECint95 и SPECfp95 равен 5,5 баллов).


Indy можно наращивать до 256 МБ ОЗУ, 28 ГБ дискового пространства, семи портов Fast SCSI-2, 2 слотов GIO (специальная высокоскоростная шина дл подключения внешних устройств), что позволяет работать с большим количеством периферийных устройств. Если нужно повысить скорость 3-мерной графики, вы можете купить Indy с графической подсистемой XZ, где аппаратно поддерживаетс Z-буфер и реализуются все необходимые графические алгоритмы. Мощность XZ - 128 MFLOPS. О процессоре MIPS R5000 можно почитать в ComputerWeek/Moscow N 21 от 6 - 12 июня 1996.
 

Азбука видеоконференций


Передача видеоинформации требует больших скоростей. Очень важным понятием здесь является пропускная способность. Известно, что картинка (кадр) на вашем мониторе состоит из пикселов. Предположим, нам нужно передать видеоизображение, использующее 300х200 пикселов. Это совсем немного, если учесть, что большинство современных мониторов поддерживают режимы 1024х768. Так вот, картинка на рис.1 имеет разрешение 300х200. Если каждому пикселу будет соответствовать байт информации о цвете, то наша картинка будет иметь объем 60 КБ на каждый кадр.


А теперь представьте себе, что вам нужно передавать видео, где кадры следуют один за другим. Важным понятием здесь является частота кадров. В телевидении каждую секунду проходит около 30 кадров, так как человеческий глаз при такой скорости уже не различает отдельных кадров. Чтобы поддержать такую частоту, нам потребуется передавать 1,8 МБ/с (60 КБ х 30 = 1 800). Дл сравнения, по обычным телефонным линиям, имеющим пропускную способность 8 кбит/с, потребуетс примерно полчаса, чтобы передать одну секунду видео.


Как же решить эту проблему? Существует по крайней мере два метода. Первый - использовать канал, имеющий более высокую пропускную способность, чем простая телефонная линия. Второй - применить методы компрессии информации, чтобы сократить ее объем. Оба метода используются в той или иной степени в различных программных пакетах, обеспечивающих проведение видеоконференций. Рассмотрим каждый из этих методов подробнее.

 

Каналы высокой пропускной способности


Достаточно быстрыми коммуникационными каналами являются Ethernet и ISDN (Integrated Services Digital Networks). Ethernet, как правило, используется в локальных сетях и объединяет между собой компьютеры офисов и университетов. ISDN же представляет собой специальную цифровую линию, способную заменить старую аналоговую телефонную связь.


ISDN, являясь на сегодня единственной широко доступной формой цифровой связи с коммутируемыми каналами, обеспечивает стандартное соединение с пропускной способностью 128 кбит/с. Если вернуться к нашим вычислениям, то здесь для передачи одной секунды видео с частотой 30 кадров/с потребуется примерно 2 минуты. Несложно определить, какую частоту кадров в состоянии обеспечить такая скорость. Получается, что можно передавать 0,25 кадров/сек или по одному кадру каждые четыре секунды. Как мы видим, полноценное видео здесь тоже не обеспечивается.


Ограниченная пропускная способность ISDN является одной из причин популярности Ethernet, пропускная способность которой значительно выше ( до 1,5 Мбит/с, когда пользователь один, а это уже 3 кадра/с). На самом деле пользователей несколько, и реальная частота кадров составляет примерно 0,75 кадров/с.

 

Компрессия данных


Опыт показывает, что качество восприятия сильно зависит от частоты кадров. Дл ее увеличения применяют самые различные методы компрессии данных. Конечному пользователю не так важно знать, как работает алгоритм сжатия, ему важнее, насколько хорошо это делается, как происходит при этом взаимодействие с продуктами других компаний и как повлияет на компрессию работа в сильно загруженных сетях.

 

Рис.1. Пример картинки с разрешением 300х200, сохраненной с различным "качеством"

а) качество 100%, длина файла 57 459 байт

 

Качество компрессии достаточно хорошо характеризует показатель, называемый степенью сжатия, которая представляет собой отношение размера файла после сжатия к его первоначальному размеру. Степень сжатия сильно зависит как от алгоритма, так и от типа сжимаемого файла, поэтому указывают ее среднюю величину дл типичных данных.


Различают два типа компрессии. Так, схемы, которые используются в ZIP- или GIF-файлах, сжимают без потерь. Это означает, что после распакованные данные не будут отличаться от исходных. Такие схемы очень полезны при сжатии программных файлов. Для изображений сжатие без потерь совсем не обязательно. Пусть вас не смущает такое утверждение. Давайте посмотрим на серию рисунков ниже.

 

б) качество 60%, длина файла 8 293 байт

 

Мы взяли одно и то же изображение. Перва картинка была сохранена в виде GIF-файла, т.е. с использованием метода сжатия без потерь. Получился файл длиной 45 560 байт. Следующие картинки сохранены в JPEG-формате, использующем сжатие с потерями, причем этот формат позволяет задать степень потерь при сжатии. Мы будем называть эту степень "качеством" и измерять в процентах. Каждая следующая картинка имеет более низкое качество. Посмотрите, как стремительно уменьшается длина файла. Если бы не подписи снизу, то вы вряд ли бы увидели различи между картинкой с качеством 100% и той, что имеет 90% или даже 60%. А ведь длина файла в последнем случае составляет только 15% от исходного изображения. Вообще-то, даже картинка с 25% качества выглядит совсем неплохо, а она имеет степень сжатия 1:10. Графически эти данные представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Зависимость длины файла рисунка от его "качества"

 

Если теперь, взяв полученные числа, снова взглянуть на проблему "горлышка бутылки", то наши 1,8 МБ/с превращаютс благодаря десятикратному сжатию в 180 КБ/с, и теперь мы можем добиться скорости 7,5 кадров/с на Ethernet и 2,5 на ISDN, что уже можно считать приемлемым.

 

в) качество 25%, длина файла 4 984 байт

 

На первый взгляд, проблема пропускной способности канала решена, но на самом деле мы переложили ее на другую часть системы. Выполнение алгоритма компрессии отнимает время, иногда даже много времени. Чем больше степень сжатия, тем больше времени уходит на вычисления. Чтобы достичь упомянутой выше частоты кадров, потребуется довольно дорогое устройство, называемое CODEC. Поскольку важным в видеоконференции является ее доступность, использование дорогостоящего дополнительного устройства будет для многих нежелательным. Здесь, как и во всем, нужно искать компромисс. Исключив CODEC, мы передаем работу по упаковке процессору. К счастью, мощность современных рабочих станций и PC на базе Pentium вполне достаточна. Иногда разработчики, учитывая, что при упаковке приходится выполнять больший объем вычислений, чем при распаковке, предлагают более дешевые устройства, в которых сжатие выполняетс аппаратно, а распаковка программно.

 

г) качество 10% , длина файла 3 338 байт

 

Теперь подумаем о том, с кем же мы можем проводить конференцию и что у него дл этого должно быть? Ведь если используя какой-либо алгоритм компрессии, мы передали информацию своему собеседнику, у него должно быть программное обеспечение, способное ее понять. Это свойство называется совместимостью (inter-operability).


Предложенный ITU/CCITT международный стандарт H.261 базируется на очень хорошем алгоритме сжатия, но к сожалению, он требует большого объема вычислений. По этой причине многие компании разработали свои собственные алгоритмы. Их слишком много, чтобы рассказать о них подробнее, но каждая компания борется за то, чтобы ее метод был принят в качестве стандарта.

 

д) качество 5% , длина файла 2 551 байт

 

Наконец, существует понятие амортизации отказов (graceful degradation). Оно связано с поведением системы в ходе видеоконференции по пакетно коммутируемому тяжело загруженному каналу. По мере роста нагрузки на канал его пропускная способность падает. Что же делает при этом система? В некоторых схемах компрессии, например H.261, сначала передается очень грубое изображение, которое затем улучшается, если позволяет время. В других схемах изображение передается сверху вниз, и если времени не хватает, картинка снизу остается недорисованной. Это особенно неприятно в том случае, если в нижней части картинки оказалось лицо собеседника.
 

Как всякое другое подобное средство, InPerson воспроизводит картинку, принимаемую видеокамерой, и звук. На панелях управления отображается потребление машинных ресурсов сетью для передачи видео - и аудиоданных, что позволяет выбрать оптимальный режим работы и использовать как скоростные сети (Ethernet, FDDI), так и медленные (модемные). Последнее обстоятельство для наших условий особенно важно. Если связь совсем ухудшилась, можно заменить живое видео фотоснимками (режим "freeze"), запретить передачу от вас видео и аудио, оставаясь в разговоре (режим "privacy"), наконец, временно покинуть "стол переговоров", чтобы потом снова вернуться за него (режим "hold").

 

Рис. 2. Окно вызова

 

Видеокартинки собеседников выстраиваются в столбик в левой части рабочего поля. Под каждой - имя собеседника и курсор мыши, такой, каким его видят остальные. Свой курсор каждый видит в обычном изображении.


В качестве стола, за которым ведетс беседа, выступает так называемый планшет (whiteboard). Когда он виден, рядом с "Call" и "Tools" появляются еще два меню: "File" и "Edit". Попросту говоря, это графический редактор, но он позволяет работать над документом-страницей сразу нескольким участникам. Для пояснения своих мыслей они располагают достаточно большим набором средств рисования и редактирования и, конечно, голосом.


Общий подход таков:

  • документ состоит из страниц, количество которых не ограничивается;
  • на странице располагаются объекты, к которым относятся и линия, и текст, и картинка, и трехмерная модель;
  • чтобы начать работу с одним или несколькими объектами, нужно либо сначала щелкнуть на них мышкой, либо обвести их линией (выполняется через меню "Selection");
  • кто завладел объектом, тот с ним и работает (под крики одобрения или ропот остальных);
  • можно выяснить, какой из объектов на планшете кому принадлежит, в том числе быстро найти "свои" объекты на нем;
  • можно размещать на планшете содержимое текстовых и графических файлов в формате SGI Image (функция "Import" в меню "File"), а также трехмерные модели в формате Open Inventor*), которые может масштабировать и вращать любой собеседник, поддерживается импорт файлов в разных форматах, но до этого они должны быть конвертированы;
  • функция "Snap" позволяет захватить и выложить на планшет снимок с экрана компьютера (например, если вы хотите продемонстрировать работу какой-либо программы) либо направить туда изображение, принимаемое вашей камерой или другим подключенным видеоисточником.
  • состояние планшета можно запомнить для дальнейшей работы или подготовить заранее до выхода на связь.

Для быстрого обмена файлами предусмотрена "полка" (shelf), в левом нижнем углу экрана. Выкладываемые на полку файлы видны всем участникам конференции. Чтобы скопировать какой-либо из них себе, пиктограмму файла нужно перетащить в любой каталог своего компьютера.


ОС IRIX поддерживает работу в сети в соответствии с протоколом NFS v. 3 (сетевой файловой системы). Следует отметить, что файлы копировать к себе не обязательно, и участники конференции могут их редактировать и просматривать одновременно. Таким образом совместные проекты можно обсуждать зачастую даже эффективнее, чем при личной встрече.


Ограничения количества собеседников сильно варьируются, поскольку связаны как с типом процессора, так и с пропускной способностью канала. Можем только сказать, что конференция на пять-шесть участников вполне работоспособна и что по линии ISDN из-за ее ограниченной пропускной способности разговор возможен только один на один: многопоточность не поддерживается.


Возможна проблема соответствия цветов на планшете, когда у одной стороны включена 24-разрядная графика, а у другой - 8-разрядная и цветовая палитра уже активно используетс каким-либо приложением (издержки многозадачности). В этом случае придется закрыть InPerson, закрыть пожирающее цвета приложение и, заново запустив InPerson, вновь позвонить своему собеседнику.

 

Рис. 3. Экран в ходе видеоконференции

 

Примеры использования


В заключение хочется привести несколько конкретных примеров применени видеоконференций.


Классическим является опыт корпорации "Боинг" при создании самолета "777". Проект велся несколькими конструкторскими коллективами в разных концах света, а компьютеры Silicon Graphics использовались в качестве основной платформы для моделирования и расчетов. Иде стыковать трехмерные модели узлов в ходе видеоконференций возникла как бы сама собой, благо все предпосылки для этого имелись. Эффект оказался потрясающим. Отпала потребность в массе командировок для различных мелких согласований, исправления делались на месте и был получен огромный выигрыш во времени и качестве работ. Масса свежих и неожиданных идей возникала в ходе таких видеовстреч. Хорошо организованная с помощью InPerson видеоконференция фактически реализует методику, известную в психологии под названием "мозговой штурм".


Чрезвычайно любопытным являетс применение видеоконференций в медицине: так называемая телемедицина, когда в силу финансовых или других причин непосредственное посещение пациента консультантом невозможно. Работы в этом направлении ведутс очень активно в Боуманской школе медицины при Университете Северной Каролины (США) и в Чилийском Католическом университете (Сантьяго, Чили). Особо отмечается высочайшее качество передачи компьютерами Silicon Graphics звука (шумы от стетоскопа) и видео, что дает возможность ставить диагноз с такой же уверенностью, как и при непосредственном осмотре пациента.


Калифорнийская независима консалтинговая фирма STRATIQUEST провела исследование преимуществ технологии видеоконференций. В качестве "подопытных" выступили компании 3M, Varian Associates (Oncology Systems Division) и одна из компаний-производителей высокотехнологичного оборудования с Запада США, которая предпочла остаться инкогнито.


STRATIQUEST отметила три ключевых преимущества:

  • время выхода изделия на рынок сокращается на 75 - 90% (!!!),
  • гораздо ниже оперативные расходы (не нужны частые командировки),
  • улучшается послепродажная поддержка заказчиков.

Компьютеры Silicon Graphics охарактеризованы как "collaborative ready" в том смысле, что они поддерживают эффективную работу со всеми типами информации, в отличие от "наращенных персоналок". В выводах подчеркивается также, что крайне важным являетс обучение персонала, поскольку чем лучше сотрудники понимают, как нужно использовать компьютер, тем выше прибыль от видеоконференций.

 

Перспективы


Технология видеоконференций только начинает внедряться и нет сомнения, что в самое ближайшее время она получит достаточно широкое распространение. С каждым днем все больше и больше людей используют ее. Невольно возникает вопрос: "Исчезнет ли простой телефон?" Вряд ли.


Ниша новой технологии - профессиональная деятельность человека. Ведь факсы не вытеснили обычную переписку. Конечно, стиль, методы и темпы работы изменятся, но дл таких целей, как профессиональные совещания, у видеоконференций соперников пока нет. Выигрыш они способны принести огромный, особенно тем, у кого офисы разбросаны по всему миру. В любом случае, будущее видеоконференций тесно связано с развитием глобальных компьютерных сетей. Эта технология принесет пользу и энтузиастам Internet, так как позволит сократить время на подготовку электронных писем и набор их с клавиатуры (при общении в режиме on-line). Вряд ли кто-нибудь, кроме закоренелых хакеров, предпочтет живой беседе обмен с помощью пары сотен символов.


Авторы предупреждают: если собеседники не способны найти общий язык при личной встрече, то никакая видеоконференци помочь не в силах.


*) Формат SGI Image (также известен как RGB-формат) - стандартный формат растровых изображений для станций Silicon Graphics, который "понимают" все приложения. Такой же статус у формата Open Inventor, описывающего 3-мерные модели. Предполагается, что он получит статус общего формата 3D данных в World Wide Web.

2005.02.04
19.03.2009
В IV квартале 2008 г. украинский рынок серверов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в денежном выражении на 34% – до $30 млн (в ценах для конечных пользователей), а за весь календарный год – более чем на 5%, до 132 млн долл.


12.03.2009
4 марта в Киеве компания Telco провела конференцию "Инновационные телекоммуникации", посвященную новым эффективным телекоммуникационным технологиям для решения задач современного бизнеса.


05.03.2009
25 февраля в Киеве компания IBM, при информационной поддержке "1С" и Canonical, провела конференцию "Как сохранить деньги в условиях кризиса?"


26.02.2009
18-19 февраля в Киеве прошел юбилейный съезд ИТ-директоров Украины. Участниками данного мероприятия стали ИТ-директора, ИТ-менеджеры, поставщики ИТ-решений из Киева, Николаева, Днепропетровска, Чернигова и других городов Украины...


19.02.2009
10 февраля в Киеве состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности компании "DiaWest – Комп’ютерний світ" в 2008 году.


12.02.2009
С 5 февраля 2009 г. в Киеве начали работу учебные курсы по использованию услуг "электронного предприятия/ учреждения" на базе сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ).


04.02.2009
29 января 2009 года в редакции еженедельника "Computer World/Украина" состоялось награждение победителей акции "Оформи подписку – получи приз!".


29.01.2009
22 января в Киеве компания "МУК" и представительство компании Cisco в Украине провели семинар для партнеров "Обзор продуктов и решений Cisco Small Business"

 

 
 
Copyright © 1997-2008 ИД "Комиздат".